понедельник, 12 июня 2017 г.

выдуманные оппоненты в русском споре,

выдуманные оппоненты в русском споре, как правило, намного интереснее реальных собеседников…
или лучше сказать так: выдуманный оппонент намного презентабельнее раскрывает тебя, чем ты себя сам…
или чем твой настоящий собеседник…
не в этом ли секрет величия былой русской литературы?
может литература и была настоящая русская жизнь?


Кирилл, все это фантастически интертесно и подобные версии имеют право на существование, но. У меня есть единственный, но очень сильный, как мне кажется, контр-аргумент.

Признаюсь, я не читал варианты и черновики к Братьям Карамазовым
, надо бы посмотреть что там есть, но я читал (точнее - местами читал, местами просматривал) черновики и варианты к Бесам. Бросил это дурное занятие - когда хорошо знакомый и многократно читанный и перечитанный роман начал рассыпаться у меня в голове. Герои появлялись и исчезали, сюжет менялся до неузнаваемости. Складывалось впечатление, что написав половину книги ФМ все еще не имел сколько-нибудь законченного сюжета. 

Вероятно, это обычное дело - роман "Война и мир" Т. начинался как роман о декабристе Безухове. Я не сомневаюсь, что Ликушин может быть прав, что как один из вариантов (или первоначальный вариант) сюжета мог быть именно этот. Более того, в результате трансформации из одного предполагаемого сюжета в другой могли оставаться незамеченные автором швы и дыры. По крайней мере трансформация Бесов была гораздо более радикальной чем я изначально мог вообразить.

Мне сюжет (и смысл!) Братьев Карамазовых представляется совершенно законченным. Я согласен, что образ Алеши не самый сильный в романе - но в написанной книге он не может оказаться убийцей - только в загрунтованной автором "альтернативной реальности".

Комментариев нет:

Отправить комментарий